Курение отбирает свободу, здоровье, деньги, жизнь, но миллионы людей в мире продолжают курить. Многие хотели бы отказаться от курения, возможно, многие пробовали бросить курить, но все предыдущие попытки были безуспешны. Никотин не вызывает сильнейших физических мук отвыкания как тяжелые наркотики, среди которых героин и опиум. Но одна лишь мысль о том, что придется отказаться от сигареты, вызывает сильный подсознательный страх. В чем тогда подвох? Что же тогда дает сигарета?
Дело в том, что причиной курения является хроническое неудовлетворение одной из психологических потребностей человека. И посредством курения, курильщик создает для себя иллюзию временного удовлетворения этой потребности. Иллюзия в переводе с латинского – «обман». На практике облегчающий жизнь самообман. Освобождение от иллюзии связано с чувством неудовольствия. Современный мир научил человека всеми способами бежать от неудовольствия к сомнительному удовольствию: к обману. Получается, что такой своеобразный самообман формирует устойчивое зависимое поведение. Любая попытка бросить курить вызывает сильный страх, так как в результате отказа курильщик теряет не сигарету, а возможность быстро (как бы «в долг») удовлетворить психологическую потребность. Все же хотят быть счастливыми.
Курящие люди, в основном, не до конца осознают, какая из потребностей не удовлетворяется, и со временем теряют связь с теми причинами, из-за которых они начали курить.
Если бросить курить с помощью силы воли и оставить потребность неудовлетворенной, то в большинстве случаев курильщик снова возвращается к табаку. Помимо этого курящий человек вокруг своей связи сигареты и неудовлетворения одной из психологических потребностей строит стойкую систему убеждений. Например, многие считают, что «бросить курить трудно», «я не способен бросить курить», «мне будет труднее поддерживать общую беседу, успокоиться, расслабиться или будет сложнее познакомиться с интересным для себя человеком», «переключиться с одного вида деятельности на другой» и т. д.
Система убеждений курильщика оказывается настолько прочна, что любая попытка нарушить иллюзорное равновесие вызывает еще большее укрепление патологической потребности. В итоге, с одной стороны, психологическая потребность не удовлетворяется, с дугой, имеется прочная «броня» из системы сконструированных убеждений – «почему я не могу бросить курить». При таком положении вещей курильщику лишь остается продолжать курить дальше, недоумевая, зачем он это делает. Такая вот иллюзия, своеобразный самообман.