Лечение компьютерной зависимости


Что подразумевает понятие «зависимость от компьютерных игр?»

Зависимость от компьютерных игр –один из видов компьютерной аддикции, навязчивое увлечение компьютерными играми, приводящее к пагубному воздействию на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности человека.Современные высокопроизводительные технологии позволяют создавать виртуальные игровые миры с высочайшей степенью реалистичности, что позволяет игроку полностью окунуться в атмосферу игры. При этом стирается грань между жизнью реальной (со всеми ее проблемами и вызовами, но которую человек создает сам!!!) и жизнью виртуальной (искусственной, созданной другими людьми!!!). В итоге реальная жизнь проходит попросту мимо, а ведь поистине успешным и счастливым можно быть проживая именно свою жизнь, находясь здесь и сейчас.

Как часто встречается зависимость от компьютерных игр?
По данным исследователей процент «заядлых игроков» составляет 10-14%.
Кто чаще и тяжелее болеет?

Юноши увлекаются играми более интенсивно, чем девушки; частота и продолжение игры снижается с возрастом и с ростом образованности игрока.

Откуда растет проблема?

Сегодняшние темпы компьютеризации превышают темпы развития всех других отраслей. Без компьютеров и компьютерных сетей не обходится сегодня ни одна средняя фирма, не говоря о крупных компаниях. Современный человек начинает взаимодействовать с компьютером постоянно — на работе, дома, в машине и даже в самолете. Компьютеры стремительно внедряются в человеческую жизнь, занимая свое место в нашем сознании, а мы зачастую не осознаем того, что начинаем во многом зависеть от работоспособности этих дорогостоящих кусков цветного металла.

Уже сегодня компьютеры отвечают за наведение и запуск ядерных ракет, за банковские переводы многомиллионных сумм денег и многие другие системы, ошибки в работе которых дорого обходятся людям. К сожалению даже этим не ограничивается зависимость человека от компьютера.

Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. С совершенствованием компьютеров совершенствовались и игры, привлекая все больше и больше людей.

На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет программистам разрабатывать очень реалистичные игры с хорошим графическим и звуковым оформлением. С каждым скачком в области компьютерных технологий растет количество людей, которых в народе называют «компьютерными фанатами» или «геймерами» (от английского «game» — игра).

Полностью погружаясь в игру и достигая в ней определенных успехов, человек, таким образом, виртуально реализует большую часть существующих потребностей, при этом реально существующие проблемы остаются неразрешенными.

Как подразделяются компьютерные игры с психологической точки зрения?

I. Ролевые компьютерные игры. Основная их особенность — наибольшее влияние на психику играющего, наибольшая глубина «вхождения» в игру, а также мотивация игровой деятельности, основанная на потребностях принятия роли и ухода от реальности. Выделяются три типа этих игр: они разделяются по характеру своего влияния на играющего, силе «затягивания» в игру, и степени выраженности психологической зависимости.

Игры с видом «из глаз» «своего» компьютерного героя. Этот тип игр характеризуется наибольшей силой «затягивания» или «вхождения» в игру. Специфика здесь в том, что вид «из глаз» провоцирует играющего к полной идентификации с компьютерным персонажем, к полному вхождению в роль. Через несколько минут игры (время варьируется в зависимости от индивидуальных психологических особенностей и игрового опыта играющего) человек начинает терять связь с реальной жизнью, полностью концентрируя внимание на игре, перенося себя в виртуальный мир. Играющий может совершенно серьезно воспринимать виртуальный мир и действия своего героя считает своими. У человека появляется мотивационная включенность в сюжет игры.

Плюсы: развитие быстроты реакции, точности прицеливания Минусы: самый неблагоприятный вариант компьютерных игр в плане зависимости

Игры с видом извнена «своего» компьютерного героя. Этот тип игр характеризуется меньшей по сравнению с предыдущим силой вхождения в роль. Играющий видит «себя» со стороны, управляя действиями этого героя. Отождествление себя с компьютерным персонажем носит менее выраженный характер, вследствие чего мотивационная включенность и эмоциональные проявления также менее выражены по сравнению с играми с видом «из глаз». Если в случае с последними человек в критические секунды жизни своего героя может бледнеть и ерзать на стуле, пытаясь увернуться от ударов или выстрелов компьютерных «врагов», то в случае вида извне внешние проявления более умеренны, однако неудачи или гибель «себя» в облике компьютерного героя переживается играющим не менее эмоционально.

Плюсы: развитие логики в случае игр-квестов, развитие точности прицеливания в случае игр-шутеров от третьего лица
Минусы: сильное вовлечение в мир игры (2 позиция после игр от первого лица)

Руководительские игры. Тип назван так потому, что в этих играх играющему предоставляется право руководить деятельностью подчиненных ему компьютерных персонажей. В этом случае играющий может выступать в роли руководителя самой различной спецификации: командир отряда спецназа, главнокомандующий армиями, глава государства, даже «Бог», который руководит историческим процессом. При этом человек не видит на экране своего компьютерного героя, а сам придумывает себе роль. Это единственный класс ролевых игр, где роль не задается конкретно, а воображается играющим. Вследствие этого «глубина погружения» в игру и свою роль будет выраженной только у людей с хорошим воображением. Однако мотивационная включенность в игровой процесс и механизм формирования психологической зависимости от игры не менее сильны, чем в случае с другими ролевыми играми

Плюсы: развитие стратегического мышления
Минусы: выраженное вовлечение в мир игры (3 позиция после игр от первого и третьего лица)


II. Не ролевые компьютерные игры. Основанием для выделения этого класса игр является то, что играющий не принимает на себя роль компьютерного персонажа, вследствие чего психологические механизмы формирования зависимости и влияние игр на личность человека имеют свою специфику и в целом менее сильны. Мотивация игровой деятельности основана на азарте «прохождения» и (или) набирания очков. Выделяется несколько типов:

Аркадные игры. Этот тип совпадает с аналогичным в жанровой классификации. Такие игры еще называют «приставочными», т.к., в связи с невысокой требовательностью к ресурсам компьютера, широко распространены па игровых приставках. Сюжет, как правило, примитивный, линейный. Все, что нужно делать играющему — быстро передвигаться, стрелять и собирать различные призы, управляя компьютерным персонажем или транспортным средством. Эти игры в большинстве случаев весьма безобидны в смысле влияния на личность играющего, т.к. психологическая зависимость от них чаще всего носит кратковременный характер.

Плюсы: развитие внимательности
Минусы: потеря времени

Головоломки. К этому типу игр относятся компьютерные варианты различных настольных игр (шахматы, шашки, нарды и т.д.), а также разного рода головоломки. Мотивация, основанная на азарте, сопряжена здесь с желанием обыграть компьютер, доказать свое превосходство над машиной.

Плюсы: развитие логики, стратегического мышления
Минусы: отсутствие эмоционального, вербального контакта с оппонентом

Игры на быстроту реакции. Сюда относятся все игры, в которых играющему нужно проявлять ловкость и быстроту реакции. Отличие от аркад в том, что они совсем не имеют сюжета и, как правило, совершенно абстрактны, никак не связаны с реальной жизнью. Мотивация, основанная на азарте, потребности «пройти» игру, набрать большее количество очков, может формировать вполне устойчивую психологическую зависимость человека от этого типа игр.



Плюсы: развитие реакции
Минусы: Огромная потеря времени

Традиционно азартные игры. Мы употребляем в названии слово «традиционные», поскольку нельзя назвать тип просто «азартными играми», т. к. практически все не ролевые компьютерные игры по своей природе являются азартными. Сюда входят компьютерные варианты карточных игр, рулетки, имитаторы игровых автоматов, одним словом — компьютерные варианты игрового репертуара казино. Психологические аспекты формирования зависимости от этих компьютерных игр и их реальных аналогов весьма сходны и поэтому мы не будем акцентировать на этом внимание.

Плюсы: развитие стратегического мышления
Минусы: развитие зависимости от азартных игр, значительные финансовые проблемы

Каковы признаки зависимости от компьютерных игр?
  • не желание отвлечься от работы или игры с компьютером;
  • раздражение при вынужденном отвлечении;
  • неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;
  • расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления как программного обеспечения (в т.ч. игр), так и устройств компьютера;
  • забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
  • пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
  • злоупотребление кофе и другими подобными психостимуляторами;
  • готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;
  • ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером;
  • обсуждение компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.

Как формируется зависимость от компьютерных игр?

Формирование игровой компьютерной зависимости проходит четыре стадии:

1. Стадия легкой увлеченности. После того, как человек поиграл один или несколько раз в ролевую компьютерную игру, он начинает «чувствовать вкус», так как компьютер позволяет ему с максимальным приближением к реальности достичь своей мечты. Игрок чувствует удовольствие oт игры, получая позитивные эмоции. Особенность этой стадии н том, что игра имеет ситуационный характер.

Стадия увлечения. Фактором, который свидетельствует о переходе к этому этапу, есть появление и иерархии новой потребности — компьютерной игры. Истинная сущность, которая зависит от индивидуально-психологических особенностей самой личности. Игра принимает систематический характер. Если человек не имеет постоянною доступа к компьютеру, возможны активные действия по устранению фрустрирующих обстоятельств.

Стадия зависимости. Эта стадия характеризуется не только сдвигом потребности на нижний уровень пирамиды потребностей, но и другими, не менее серьезными изменениями — в ценностно-смысловой сфере личности. Происходит изменение самооценки и самосознания.

Зависимость может формироваться в одной из двух форм: социализированной и индивидуализированной.

Социализированная форма характеризуется сохранением социальных контактов. Такие люди очень любят играть вместе с другими в сети. Игровая мотивация носит характер соревнований. Эта форма зависимости менее пагубна в своем влиянии на психику человека, чем индивидуализированная форма и реже сопровождается психическими и соматическими нарушениями.

У лиц с индивидуализированной формой зависимости нарушается основная функция психики — она начинает отображать не влияние объективного мира, а виртуальную реальность. Такие люди часто играют в одиночку, потребность в игре находится у них на одном уровне с физиологическими потребностями. Для них компьютерная игра — это своего рода наркотик. Если в течение какого-то времени игрок «не принимает дозу», то он начинает испытывать неудовлетворенность, негативные эмоции, тревогу, гневливость. Формируется депрессивный симптомокомплекс.

Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности человека, сдвигом психологического содержания личности в сторону нормы. То есть человек «держит дистанцию» с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности не может. Это может продолжаться в течение долгих лет. Следует отметить, что возможен кратковременный рост игровой зависимости вследствие появления новых интересных игр.

Каковы последствия зависимости от компьютерных игр?
  • Повышенная раздражительность
  • Склонность к противоправным действиям
  • Враждебное восприятие окружающего социального мира
  • Нарушение общения
  • Социальная изоляция
  • Потеря семьи
Каковы основные принципы терапии зависимости от компьютерных игр?

Основными принципами терапии лиц, зависимых от компьютерных, являются: добровольность лечения, мотивированность на полный отказ от игр, индивидуализация лечебных программ, комплексность.

Какие задачи включает в себя лечение зависимости от компьютерных игр?
  • Обучение навыками самоконтроля над импульсом к компьютерной игре игре
  • Коррекция эмоциональных нарушений
  • Разрешение семейных конфликтов и оптимизация семейных отношений
  • Пересмотр мотивационных и личностных ориентиров
  • Социальная реабилитация

Петров Александр Александрович Врач-психиатр, врач-психиатр-нарколог, врач — психотерапевт.
В 2013 году с отличием окончил лечебный факультет Иркутского государственного медицинского университета.
В 2015 году с отличием окончил ординатуру по специальности «психиатрия» на кафедре психиатрии и медицинской психологии Иркутского государственного медицинского университета.
В 2015 году прошел профессиональную переподготовку по специальности «Психиатрия – наркология» на кафедре психиатрии и медицинской психологии Иркутского государственного медицинского университета
С 2015 по 2017 гг. прошел профессиональную переподготовку по специальности «Психотерапия» на базе выездных учебных циклов Санкт – Петербургского научно – исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева
Во время обучения в университете и ординатуре активно занимался научной деятельностью (основная область научных интересов – проблематика расстройств личности). Неоднократный победитель и призер Всероссийской Байкальской научно-практической конференции молодых учёных и студентов с международным участием «Актуальные вопросы современной медицины». Активный участник конференций: «Актуальные вопросы суицидологии», «Психосоматические и соматоформные расстройства в клинической практике».
В настоящее время продолжает обучение в аспирантуре по специальности «психиатрия». Углубленно изучает вопросы диагностики, клиники и лечения нехимических зависимостей.