Детская психиатрия


Одним из важнейших факторов, специфичном для психических заболеваний у детей является возрастной фактор. Периоды «возрастных кризов» от 2-4 лет, от 7-8 лет, 12-15 лет. Кроме этих «возрастных кризов» значительное повышение ранимости мозга имеет место в первые недели внутриутробной жизни (первый «критический период»), а также в первые шесть месяцев после рождения («второй критический период»), когда не только имеются условия, облегчающее возникновение психического заболевания, но наблюдается более тяжелое течение. Проблема резидуально-органических пограничных психических расстройств является одной из актуальных в современной психиатрии. Сегодня достаточно надежным является выявление типичной психосоматики:

1. Церебрастения.
2. Неустойчивое поведение.
3. Застойность аффекта.
4. Взрывчатость.
5. Слабые мотивации.

Часто присоединяются расстройства влечений – кражи денег, побеги из дома – еще в детском саду. Булемия – обжорство, нет чувства насыщения. Снижается исследовательское поведение ребенка. Страдает конструктивное мышление, выражен дефицит внимания. Затем присоединяются страхи, тики, навязчивости, энурез, заикание. Все «органики» уязвимые и дополнительная симптоматика зависит от факторов среды.

Задержка психического развития.

Характеризуется замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности.
К ЗПР относится психический инфантилизм – когда психическая незрелость охватывает все сферы деятельности ребенка, однако преобладает незрелость эмоционально-волевой сферы. Такие дети беспечны, интересы неустойчивые, преобладает мотивированное получение удовольствия. Внимание неустойчивое, истощаемое, дети не способны к занятиям, требующим волевого усилия. Все это создает феномен «школьной незрелости». Часто этот инфантилизм осложняется повышенной утомляемостью и раздражительностью. Легко возбудимы, агрессивны, колебания настроения, что ведет к школьной неуспеваемости. Такие состояния уже требуют лечения.

Умственная отсталость.

Это стойкое малообратимое недоразвитие в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной до трехлетнего возраста органической патологией головного мозга. Наряду с умственной отсталостью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики всей личности в целом. Умственная отсталость является результатом разнообразных внутриутробных и натальных (во время родов) и постнатальных (с рождения до 2-3 лет) поражений мозга. С самого раннего периода развития ребенка является недоразвитие познавательных способностей. В начальном школьном возрасте ярко проявляется узко-конкретный характер мышления, неспособность выделять наиболее существенные признаки предметов. Овладеть программой общеобразовательной школы невозможно.

Возрастные модели поведения.

К формам поведения, свойственных детям относятся реакции отказа, протеста, имитации, компенсации и гиперкомпенсации.
К типично подростковым – реакции эмансипации, группирования, бродяжничество, суицидальное поведение.
Протестное поведение – отказ от общения, еды, игр, посещения уроков, непослушание, порча вещей. Тип протестного поведения зависит от особенностей личности.
Имитационное поведение характеризуется копированием поведения авторитетных для подростка людей. Имитация далеко не всегда имеет социально-положительную направленность.
Компенсационное поведение – это форма психологической защиты личности (восполнить несостоятельность в учебе ролью заводилы в классе).
Эмансипационное поведение – стремление подростка к самостоятельности, освободиться от контроля и опеки. Более свойственно подросткам с возбудимыми чертами характера.
Бродяжничество – первые уходы из дома нередки в раннем детстве из-за страха наказания или в качестве протеста, в дальнейшем они становятся стереотипом поведения.

Неврозы.

Это специфическая психогения, нарушение системы отношений человека со значимыми сторонами реальности. Для невроза характерны функциональный характер, обратимость, отсутствие органических изменений (однако сегодня невроз нередко развивается на фоне резидуально-органического поражения головного мозга), отсутствие психотической симптоматики, сохранение больным (с определенного возраста) критического отношения к болезни. Для неврозов нет возрастных и половых границ.

Неврастения: (или «невроз слабости») «красной чертой» при этом неврозе проходит мучительное чувство неуверенности, капитуляция перед жизнью, лежащие на «подушке» астенизации, сочетающиеся с вегето-сосудистыми наслоениями. У детей часто сопровождается энурезом, тиками, заиканием, нарушением сна. Такого ребенка называют: «Он слабый».

Истерический невроз: обращает на себя демонстративностью, несвойственно чувство вины, смущения. Семья для него «поле битвы». Воспитывается ребенок, как правило, по типу потворствующей гиперопеки, которая ведет к формированию завышенной самооценки. Могут быть: выдергивание волос, тики, страхи, качание во сне – и обязательно демонстративные!

Невроз навязчивых состояний. При этом неврозе: педантичность, пунктуальность, крайняя осторожность, острая тревожность, мнительность, страхи. Вместо реальной борьбы больной снижает внутреннее напряжение путем символического замещения на ритуальные действия (подпрыгивания, постукивания, отплясывания и т.д.), носящие постоянный, строго очерченный и пунктуально выполняемый характер. У детей этот невроз возникает с 4-5 лет и старше, по мере формирования личностных характеристик: самооценка, способность к критическому осмыслению своих переживаний.

Иванова Валентина Петровна Врач-психиатр областного государственного казенного учреждения здравоохранения «Иркутская областная клиническая психиатрическая больница №1», заведующая детским отделением № 9.В Научно-профилактическом центре совмещает работу детского психиатра, психотерапевта (клинического психолога).

Осуществляет консультации по вопросам детской психологии, клинической психологии семьи и детства. Кроме этого, проводит работу при неврозах, депрессиях, кризисах и других психологических проблемах.

Проводит групповые и индивидуальные тренинги, аутотренинги, сеансы коррекции личности, семейной коррекции, сеансы релаксации.

Была номинирована на премию Губернатора Иркутской области за высокие достижения в профессиональной деятельности на звание «Лучший по профессии».