Интернет-аддикция – одна из актуальных проблем современности


По данным исследования Фонда Общественного Мнения, проведенного 23 сентября 2012 года в РФ были получены следующие результаты:

как часто вы используете Интернет не для работы или учебы, а для себя, для собственных нужд, интереса? : несколько раз в день -38%, один раз в день – 37%, несколько раз в неделю – 19%, один раз в неделю -3% и т.д. (данные приводятся в % от суточной Интернет-аудитории);
сколько примерно времени в день вы используете интернет не для работы или учебы, а для себя по будням? (на вопрос отвечали 98% респондентов): менее получаса – 14%, от получаса до часа — 27%, от 1 до 3 часов -37%, от 3 до 6 часов – 10%, от 6 до 9 часов — 3% и т.д.;
сколько примерно времени в день вы используете интернет не для работы или учебы, а для себя по выходным? (на вопрос отвечали 98% респондентов): совсем не использую -5%, менее получаса – 9%, от получаса до часа – 21%, от 1 до 3 часов -35%, от 3 до 6 часов -16%, от 6 до 9 часов -5%, от 9 до 15 часов – 2%, более 15 часов — 2%, затруднились ответить — 4%;
для своих нужд, интереса вы проводите в интернете слишком много времени, слишком мало или столько, сколько нужно? (на вопрос отвечали 98% респондентов): 36% -много, 52% — столько, сколько нужно, 7% — мало, 2 % — затруднились ответить;
если бы вы вдруг лишились возможности пользоваться интернетом, ваша жизнь изменилась бы значительно, незначительно или совсем не изменилась бы? (данные приводятся в % от суточной Интернет-аудитории): 33% респондентов считают, что значительно изменилась бы их жизнь, 36% — незначительно, 25% — не изменилась бы, 6% — затруднились ответить;
есть ли среди ваших друзей, знакомых те, кто не может долго обходиться без интернета, испытывает от него зависимость? (данные приводятся в % от суточной Интернет-аудитории): 34% опрашиваемых, считают, что такие люди есть и их много, 29% -есть такие люди, их мало, 29% — нет таких людей, 8% -затруднились ответить.
Термин «зависимость» означает невозможность человека действовать самостоятельно. Термин Интернет-зависимость был впервые предложен американским психиатром Айвеном Голдбергом для описания патологического, непреодолимого влечения к использованию Интернета. Неразумное интенсивное использование интернета не только причиняет вред психологическому и физическому здоровью человека, но и оказывает пагубное влияние на его межличностные отношения.

А.В. Котляров называет Интернет-зависимость виртуальной зависимостью. По его мнению, виртуальная зависимость является результатом смещения цели в виртуальную реальность, ее полного слияния с жизнью данного зависимого и пассивного в ней существования.

Американский психотерапевт Кимберли Янг приводит 4 признака Интернет-зависимости:

— Навязчивое желание проверять e-mail;
— Постоянное ожидание следующего выхода в Интернет;
— Жалобы со стороны окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернете;
— Жалобы со стороны окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.

В отечественной психологии значительный вклад в изучении Интернет-зависимости внесли ученые Казанской научной школы. В.Д. Менделевич, выделил следующие типы Интернет-зависимых людей:

— Интернет-гемблеры – люди, которые пользуются разнообразными Интернет – играми, тотализаторами, аукционами, лотереями.
— Интернет-трудоголики реализуют свой работоголизм посредством сети (поиск базы данных, составление программ и т. д.).
— Интернет-сексоголики посещают различные порносайты, занимаются виртуальным сексом.
— Интернет-эротоголики – любовные аддикты, которые знакомятся, заводят романы посредством сети.
— Интернет-покупатели, реализующие аддикцию к трате денег посредством бесконечных покупок онлайн.
— Интернет-аддикты отношений часами общаются в чатах, бесконечно проверяют электронную почту и т. д., то есть заменяют реальную аддикцию отношений на виртуальную.
— Как и другие химические и поведенческие аддикции, разные формы Интернет-зависимости могут переходить одна в другую и сосуществовать в различных комбинациях.

В 2009 году Ф.А. Саглам предложила типологию подростков, склонных к Интернет-зависимости.

— Интернет-коммуникаторы – аддикты, которые проводят огромное количество часов в чатах, форумах, дневниках, блогах, через короткие промежутки времени проверяют электронную почту и т.д., то есть заменяют реальное общение со сверстниками на виртуальное.
— Интернет-эротоманы – аддикты, посещающие разнообразные сайты сексуального и порнографического характера, заводящие любовные романы и знакомства посредством Сети и занимающиеся виртуальным сексом.
— Интернет-агрессоры – аддикты, значительную часть времени проводящие за посещением сайтов агрессивного характера, демонстрирующих сцены насилия и жестокости.
— Интернет-когнитиваторы, реализующие свои познавательные интересы посредством Сети (поиск баз данных, составление программ, посещение учебно-образовательных сайтов, участие в телеконференциях и т. д.).
— Интернет-гемблеры, увлекающиеся сетевыми играми, тотализаторами, аукционами, лотереями и т.д..
— Интернет-покупатели, реализующие непреодолимую склонность к трате денег посредством многочисленных покупок в режиме реального времени (online).
На основе анализа рейтинга наиболее популярных в подростковой среде Интернет-ресурсов Завалишина О.В., Загуменных Н.А., Постоева Е.С. предложили свою типологию подростков, склонных к Интернет-зависимости:

«Интернет-контакты»;
«Интернет-игроки»;
«Интернет-гедонисты»;
«Интернет-исследователи»;
Смешанный тип.
Представим краткую характеристику каждого типа.

«Интернет-контакты» (от англ. общение – contact) – это подростки, главный мотив обращения к Интернету у которых – виртуальное общение, осуществляемое ими во время посещения социальных сетей, форумов, чатов. Основная цель для них состоит в поиске людей, с которыми им будет интересно общаться в Сети.

«Интернет-игроки» – подростки, которые значительную часть свободного времени играют в различные по жанру он-лайн игры. Чаще всего – это «одиночки», не имеющие друзей в реальной жизни, ищущие способ личностной реализации в виртуальном пространстве компьютерной игры, желая достичь превосходства, продемонстрировать свое «могущество», «подчинить» своей воле других.

«Интернет-гедонисты» – подростки, не получающие удовольствия от реальной жизни, использующие Интернет для развлечения с целью – скачать музыку, фильмы, посмотреть он-лайн спортивные соревнования и пр. Как и он-лайн-игроки – они тоже одиночки, но их мотивы более социабельны, поскольку не сопряжены с потребностью проявлять агрессию.

«Интернет-исследователи» – малочисленная группа. Это обучающиеся, которые используют Интернет только в учебных целях, посещая образовательный порталы, информационные ресурсы для выполнения учебных заданий, самостоятельной исследовательской работы, проектной деятельности.

Смешанный тип – обучающиеся, которым просто нравится находиться в Сети, не зависимо от вида занятий – общение, скачивание информации, игры, просмотр фильмов, слушание музыки и пр